Поиск по этому блогу

Голландия 2010. Мой тревел.


      П А Р У С Н А Я   Г О Л Л А Н Д И Я



Я сижу за столиком кафе аэропорта города Дортмунда. За тем же столиком, за которым сидел прошедшей зимой, когда ездил в Голландию покупать яхту. И точно так же как и тогда пишу статью для уважаемого мною журнала . Это становится хорошей традицией.
История началась с того, что я продал свою яхту и мечтательно посматривал на зарубежный яхтенный рынок.  Описание выбора яхты и покупка, достойны отдельного рассказа или брошюры – пособия по покупке яхты за границей. В этом повествовании пойдет речь о яхтенной жизни Голландии.
Почему Голландия? Просто потому, что я люблю эту страну, ее народ и мне нравится все, что связанно с яхтенной жизнью  Голландии.  А может быть еще потому, что я нашел там яхту  которая  отвечала бы моим критериям цены - качества .


При покупке я только десять минут осматривал яхту. Влюбился в нее ранее, при общении на расстоянии. Любовь по Интернету.  Знающие люди говорят, что такая форма знакомства недолговечна и проблема. В моем же случае , как показало дальнейшее общение, все наоборот. Чем дольше общаюсь, тем более глубокие чувства.
И так, я прилетел к своей «Sappho» в середине июня. Еще в самолете, я понял, что над страной каналов и озер бушует шторм.  В марине, засчитанной на тысячу мест, я был практически один. Дежурный персонал удивленно смотрел в мою сторону и пожимал плечами.  В июне еще холодно, ночью от семи до десяти градусов, днем до пятнадцати. И только на уикенды приезжали посетить свои яхты редкие посетители. Я давал ремонт своей яхте, лето шагало по стране. И в начале июля оно все же пришло.  В то время, когда в Украине было за сорок, я радовался, когда на градуснике красный столбик поднимался за отметку – двадцати градусов.
И так, через пару недель, долгожданный спуск на воду.  Впереди у меня было два месяца и много  миль пути. Я наметил маршрут на следующий день после спуска. Мы сидели с моим брокером, ставшим хорошим товарищем в кокпите и рассматривали карту.
Первым делом, говорил он, сходи в Амстердам. Город с запахом … , но марина тебе понравится. Затем  я подняться по Северному каналу  до г. Эймудена и выйти в море. Дальше по Северному морю вдоль побережья до о. Тексел. Здесь сильные приливно-отливные течения. Необходимо иметь атлас  течений или  информацию от кост гарда о начале отливов и приливов.
Все так и произошло. Я посетил Амстердам. Напротив железнодорожного центрального вокзала, на противоположной стороне канала, расположена марина под названием «Сиксхафань» Рекомендую для посещения. ( 15 евро) Подняться вверх по Северному каналу не представляет особой сложности.

В Голландии много каналов. Нет, очень много. И так же много шлюзов и мостов. Приятно, что практически все они бесплатны для прохождения. И только в Фрисландии вход в некоторые центры города взимают с вас плату от 2 до четырех евро.  Как здесь не сравнивать с Украинскими шлюзами?
 В первом шлюзе у меня произошло  неприятное приключение. Подойдя к воротам,  заранее вывесил по левому борту кранцы, приготовил швартовы. Одному путешествовать хорошо и без проблемно. Но швартовки… Особенно в шлюзах доставляли мне много адреналиновых ощущений


 Происшествие в шлюзе.


И так, подхожу к шлюзу, он закрыт. У причальной стенки ждут открытия четыре яхты. Сколько, спрашиваю ждать, у шкипера соседней яхты? Час, два, три? Он смеется и отвечает, что не больше десяти минут. И действительно, я в дальнейшем убедился, что шлюзы работают в режиме- подошел, десять минут и заходи в шлюз. И только железнодорожные мосты, которых немного, открываются два раза в сутки. Их нужно знать заранее.

И так, захожу в шлюз. «притираюсь» к стенке и бегу на бак швартоваться. В суете, толи моя веревка падает за борт, толи с чужой яхты. Но мой винт наматывает эту веревку и дизель издает жалобный пых. Все, я без мотора. В шлюзе яхт  как селедок в бочке, а я не могу двигаться.
Не раздумывая, беру нож и прыгаю за борт.  Уже в полете замечаю расширяющиеся глаза работника шлюза и шкипера соседней яхты. Веревка попалась толстая, плетенная. На своей яхте я такой не встречал. Шлюзы там мелкие и винты подымают со дна всякую гадость.
Слышу, как шлюзовик кричит, что то и бежит к моей яхте. Я объясняю проблему и он говорит на смеси голландского, английского и немецкого, что бы я не волновался, не спешил и он мне дает достаточно времени.
Нож острый, но кто проделывал данную операцию, знает насколько это сложно. Через десять минут мне предложили вытащить меня на буксире за шлюз. В тот день я нырял отчаянно и этого мне хватило на все путешествие. Больше в воде я не был.
На следующий день я пришел в Эймуден. Передо мною  за очередным шлюзом открывалось море под названием – Северное. Здесь мне предстояло подготовиться к выходу, узнать прогноз погоды и сделать график приливно-отливных течений.
В марину я становиться не хотел, так как экономил средства для передвижения. Я имел бюджет путешествия  весьма ограниченный. Да и мои солнечные панели, которые я установил на яхте, позволяли мне некоторую автономность.
Стал у стенки перед шлюзом. Там место тихое и даже уютное. Расположился под знаком «Стоянка запрещена». Полиция рядом, ее офис в ста метрах. Ну думаю. прогонят, уйду за шлюз.

Но никто меня так и не побеспокоил не под этим знаком, ни под еще десятком подобных.
А погода тем временем менялась стремительно. Я не знал еще, что приближался тот циклон, о котором писала пресса и говорили по радио. Газет я не читал, радио не слушал. Циклон имел два эпицентра с  зоной низкого давления в 910 миллибара.  На следующий день скорость ветра достигала ста километров в час. Мне все же пришлось зайти в марину Эймудена. Название мне не очень нравилось, как и сама марина. Яхтенные «хафени» имеют свою атмосферу, душу. Но здесь, громадная марина и никакой души. Об этом говорят все, кто ее посещает.

Тем временем ветер раздувал и кренил яхты, раскачивая их как на волнении. Крен мой яхты, пришвартованной к бонну,  доходил до пятнадцати градусов. Это был настоящий шторм. Пришлось дождаться пока циклон потеряет свою силу. Но за первым, с небольшим отставанием, шел второй. Его я встретил на о. Тексел.

Кто желает потренироваться в приливно-отливных водах, самое место для этого.
Далее я спустился в искусственное море и пошел на следующий круг, который проходил через центр Амсердама. В два часа ночи разводятся мосты и армада яхт, следует узкими каналами через исторический центр Амсердама. При хорошей тихой погоде, очень даже впечатляет.  Гуляющие запоздалые туристы получили громадное удовольствие, наблюдая как до пол сотни яхт движутся плотной армадой в кильватере друг за другом.
Далее мой путь шел на Ротердам. Затем в море и  снова Эймуден, Амстердам и вверх до Ставорена. Два месяца неспешного тревела завершены.
Выводы. 
 Голландия является одной из самых яхтенных стран. ( Банальность, но так же и констатация факта) Яхты здесь как машины, стоят во дворе дома, каналы есть практически в каждой деревне. 

К парусу здесь привыкают с детства, путешествуя вместе с родителями на яхте.  Типичная команда яхты . Папа-капитан, мама- шкотовый матрос, дети помогают по мере возраста. Я наблюдал как девочка и мальчик лет шести,  драили палубу, маркировали веревки. Нередко можно встретить  команду на бескаютной яхте (типа «солинга») лет десяти-двенадцати.



Голландцы путешествуют с собаками. Практически каждая вторая яхта имеет на борту четвероного  «матроса». 


Движение в каналах, как на автомобильной магистрали.
Практически никогда я не видел, (если это не «рейсинг») команду состоящую из одних мужчин. Яхта – это семейное детище.  Не раз наблюдал как голландцы выбирают яхту для покупки. Тат как моя яхта стояла в ряду продающихся яхт, я не редко принимал участие в обсуждении покупки. ( насколько позволяло мое ограниченное знание языка)  Жена имела свое мнение и на ряду с мужем, обсуждала качество рангоута, обводы яхты и прочие яхтенные премудрости. Дети так же вставляли в обсуждение свой голос.
Каналы - обставлены как и магистрали. Имеют разметку фарватера, знаки поворота канала и пр информацию.
Яхтенный народ доброжелателен и всегда окажут помощь. Объясняют маршрут, по нескольку раз терпеливо и доходчиво. На стоянке вы не будете одиноки и с удовольствием поболтаете с соседями о ветрах, морях и прочих яхтенных темах.
Финансы.
Билет нужно брать до Дортмунта. Приблизительно 300 – 400 гривень на бюджетном рейсе компании «Визейр». От  Дортмунта до Амстердама на автобусе 20 евро. Но он ходит в неудобное время. На поезде примерно сорок евро.  Продукты стоят примерно так как и у нас. Стоянка на берегу для десятиметровой яхты в недорогой марине на зиму от октября до мая примерно от 400 до 500 евро.   На десять месяцев до 1000 евро.  Яхтенные «запчасти» дешевле чем в Украине.  Например дизель «Янмар=15» мне предлагали новый с редуктором за 2500 евро. В Украине я покупал « Янмар «20» с селдрайвом за 12000 евро. Цены на яхты это особая тема и здесь врядли будет уместно делать обзор.

Рыбалка.

Нужна лицензия. Продается в каждом рыболовном магазине. Лично наблюдал, как рыбак ( На носилках!) поднес к воде рыбину, только что вытащенную из воды, . в метр длинной. И медленно и торжественно выпустил в воду.  Носилки для того, что бы рыбу не повредить. И зря вы улыбаетесь. Здесь это нормально.  Когда я натаскал в «своей» марине килограммовых лещей, ко мне подошел немец, брезгливо  посмотрел в ведро и спросил – « Ты это для еды поймал». Я гордо ответил, мол – да, конечно! Он посмотрел на меня сочувственно, махнул рукой и пошел по своим делам.
Яхты.


Голландцы очень любят крепкие яхты для гонок. Хотя эти качества плохо сочетаемы. Мореходность противоположна скорости.  Версия «перфоманс» является оптимальной, поэтому на воде много « Деллеров», « Ферстов» и пр.  Если я мирно иду в море, обязательно пристроятся к тебе примерно одинаковой длинны яхта и «бросит» вызов.  Впрочем, так даже веселее.
Погода.
Ветра такие как в Северном море, я не встречал нигде! Дует всегда и очень часто сильно! Четыре – пять баллов абсолютно  типичный ветер. 

  Море мелкое, в среднем 10 – 15 м на удалении десяти миль. И от этого волна короткая и «злая». Температура в среднем двадцать градусов. «Нормальным» можно считать только полтора месяца. С начала июля до середины августа. Если вы любите купание  за кормой, это не для вас. Здесь такое зрелище редкое, хотя и встречается.
Навигация.
О приливно-отливных условиях я уже писал.  Здесь два суточных прилива и два отлива. Чередуются с периодом 6 часов и 50 мин. Необходим атлас  течения. Идете часов семь – восемь, потом на якорь или в марину дожидаться попутное течение.

 Внутреннее море довольно мелкое. В среднем  три метра, волна соответственно глубине.  Без эхолота, ходить не комфортно, хотя все мели обозначены буями.  Электронная «гарминовская» карта версии «Атлантик 9.5 довольно точна, бумажными пользовался только один раз.  Ночью двигаться не рекомендуется, но не запрещается. Обстановка вся работает, но яхты ночью вы не встретите во внутреннем море. Марин и стоянок так много, что  ночевать в море не имеет смысла. От марины растояние до соседней не более часа – двух  неспешного хода. На якоре я стоял только раз. Нет здесь такой традиции. Если не хочешь стоять в марине, всегда можно найти «стеночку» у моста или шлюза.
И в конце своего отчета я бы сказал, что не только Голландия интересна для яхтинга. Соседи – Швеция, Бельгия , так же интересны для того, что бы там поднять парус.







Моя переписка на Катерах и Яхтах. Описание похода по Голлании

В общем, дело было так. Сбросился на воду. Суета. Нужно эхолот инсталлировать. Дурит. Пришлось отказаться от старого датчика, который врезан в днище и присоединить новый. Установил его на днище. Не работает. Залил эпоксидной - работает. Смола свежая, не высохшая, но все гуд! С сонаром разобрался - работают.
Все, в путь. Сказал парню из брокерской конторы, что теперь у него есть друг в Украине и завел дизель. Ну энжен, это отдельная тема. После зимы завелся с пол оборота. Это из гуд. На реверсе яхта... ну я об этом слышал, не раз. Но что бы так! Она едет по своему маршруту. Вперед- нормально. Хорошо управляется.
В общем вышел из марины, сделал две циркуляции для инсталляции нового автопилота. Нормально работает. Прозвал его - "Кеша" В смысле бессмертный. Поднял грот. ветер пять метров, плюс минус. Прибора у меня нет. Яхта идет уверенно. Раскрутил геную. Ветер галфвинд. Яхта неспешно разогналась и пошла уверенно, мощно, почти не кренясь. И только на порывах, медленно, не резко кренилась. Переход небольшой. 6-7 миль. Движение по фарватеру. За флажки не можно! Но некоторые местные ездят. Наверное, знают - где можно.
Вошел в канал. Он широкий, обставлен буями. Движение как у нас на Карла Маркса. В смысле улицы. Баржи, яхты. Сел ботов много. Больших, маленьких, разных.
Подошел к мосту. Он разводной. Не успел со всеми, стал ждать. Паруса уложены, хоже под дизелем. Через минут двадцать движение останавливается на мосту. Мост разводится и все яхты устремляются в проход.
Еще десять минут и встречаю шлюз. Швартуюсь. Спрашиваю у впереди стоящей яхты - сколько ожидать? - Минут пять, десять, отвечает. Нормально. Захожу в шлюз. Все как в Запорожском шлюзе, только раз в десять меньше. И нет плавучих крюков. За шлюзом широченный канал. В милю ширины. Слева центр города. Дохожу до паромной переправы. Слева Морвокзал и сразу за ним ЖД станция. Та, которая в самом центре. Напротив на правом берегу большими буквами написано название марины. Ориентир большой красный буй. ( Пишу это для наших "голландцев" которым рекомендую эту хафань)
Заход в марину сразу за надписью. В марине тесно. Но не критично. Есть все, что нужно. Душ бесплатный, Интернет фри, вода бесплатно.
В город на пароме. Он рядом в пяти минутах. Паром бесплатно. Марина очевидно старая, но ухоженная. Дешевая как ни странно. 15евро с моих размеров. Завтра выхожу по направлению к Фрисладии. попытаюсь описать местные условия путешествия.
В Голландии на каждой миле (как мне показалось) есть яхтенная стоянка. Мариной назвать не осмелюсь. Хотя встречаются и такие, которые несомненно можно сравнивать с Среднеземноморскими. Но в основном, это маленькие стоянки на пятьдесят- семьдесят яхт. Путешествовать на яхте, здесь есть где. Можно пройти вокруг всей Голландии по каналам, рекам и озерам. Можно с выходом в море к Фризским островам или в районе Роттердама. Путешествуют голландцы в основном семьями под парусом. Но не только под парусом. И на баркасах, просто на моторных лодках. Якорных стоянок здесь найти невозможно. Нет такой традиции. Стоянок полно, когда захотел, тогда и стал.
О ценах.
На яхтенное цены как и везде. Мне даже показалось, немного дешевле, чем в Турции например. Работы очень дорогие. Все же уровень жизни диктует зарплаты. Продукты, что радует, не дорогие. Но нужно знать, где покупать и что. В марине покупать не стоит. Дорого. В супермаркетах нужно смотреть скидки. Они всегда есть. Мой продуктовый бюджет пять евро в день. Я покупаю из мясных фарш. Он не дорогой. Иногда колбасу, она у них вкусная. Сыр, конечно же. Сейчас жара под сорок. Морожу воду в холодильнике и разбавляю джус. Не голодаю, но и не позволяю себе роскоши. Нормально питаюсь. Как со стоянками будет, еще не знаю. Стоять в маринах, у меня не позволяет бюджет. Сегодня был рядом с мариной в шлюзе. Это в двадцати метрах от нашей стоянки. Завтра стану там у стенки. Постою если не прогонят. Электричество у меня есть. Воду можно брать в марине, Интернет так же бесплатный. Думаю, что у них должно быть полно таких мест, где можно стоять бесплатно. Буду изучать и выкладывать.
Всем привет!
Я стою теперь на острове Тексел. Остров в группе Фризских островов. Классный остров. Но погода...
По порядку. Я вышел с Амстердама три дня назад. Поднялся по Норд Ченал к Северному морю. Там есть шлюз и городок, не могу запомнить его имя. Первый день стоял у шлюза. Припарковался к причальной стенке под знаком "стоянка запрещена". Спрашиваю у мужика с яхты, которая стоит здесь - можно здесь постоять до утра? Мужик вида кабацкого. Прожженный, рожа как у моржа. - Я, говорит здесь местный мафиози(шутит). Мне ничего, но тебя могут и прогнать. Но ты если придут, говори что имеешь проблемы с двигателем.
Я первый час чувствовал себя неуютно. А потом ничего, нормально.
Над Голландией навис циклон. Ветер свистит в вантах. Утром проснулся, думаю нужно валить отсюда. Прошел шлюз, вышел в море. Было уже 12=00. Ветер успокоился. Метров 7-8. Поставил грот, раскрутил закрутку генуи. У меня бейдевинд. Лага нет и скорость яхты наблюдаю по навигации. Иду 2узла. На глаз вижу, что не меньше пяти, значит отлив, т.е всречное течение. Здесь приливы-отливы не большие. Пару метров, но достаточно что бы тормозить движение яхты. Сражатся часов пять. Поймал скумбрию на спиннинг и пошел обратно в шлюз. Проходя маяк заметил вход в марину. Зашел, смотрю огромная марина мест на более тысячи яхт. На входе вышка. Мужик что то кричит. Думаю ругаться будет. Но он мне номер места оказывается кричал. Парковатся помог сосед. Марина дорога и неуютная. 2.5 евро за метр. Интернет оплачивать отдельно. Вечером опять засвистело. Пошел посмотрел информ табло. 100 км в час дует. Здесь почему то в км-час показывает. Яхты раскачиваются, все свистит и воет. Ну думаю - попался! Стоять дорого. Выходить еще дороже. На утро поутихло. Вышел в море, поставил паруса. Вышел поздно и течение опять встречное. Но в планах не было идти на острова, а просто половить рыбу. Поймал скумбрию, две сорвались. И конечно же самые большие. Я рыбу солю. Получается классная селедка.
К вечеру снова засвистело. Я в шлюз и на свое место у шлюзной причальной стенки. "Мафиози" стоит тут же, рыбу ловит. Как, спрашиваю дела? -На ужин наловил, отвечает мужик.
Утром погода вроде бы ничего. Солнышко, ветер метров семь. Прошел шлюз, поставил паруса. Теперь у меня был план добраться до Тексела. Там до поворота 30миль и потом до марины еще десять. Вышел в пять утра. Пока прошел шлюз и маяк уже шесть. Течение попутное, скорость яхты семь - восемь узлов. До пролива добежал быстро. Без проишествий, если не считать, что пару больших рыб я упустил. Понял, в чем дело. Крючки у меня маленькие, поэтому вытаскиваю только маленькую рыбу. Но ничего, мне хватает.
Дохожу до пролива - 12 часов. Отлив начинается. За буем буруны, как в горной реке. Врубаю дизель, и со скоростью в два узла двигаюсь в проливе между о.Тексел и материком. Еще часа четыре иду у марине. Берег у острова весь выложен какой то плиточкой. Травка газончик, церквушка. В общем если не рай, то где то рядом. Захожу в "горло" марины. Там их несколько. По описанию, самая хорошая последняя. Иду вдоль яхт, смотрю где бы припарковаться. Мужик кричит -" хиа из фул" Все понятно, что мест нет, но мне же нужно! Вижу дырку и заскакиваю в нее. Запарковался, пошел платить. Оказывается это одно свободное место. Потом я понял, почему марины забиты по завязку. Понял уже вечером, когда смотрел прогноз. Мое чувство "Ж..пы" меня не подвело. Дело в том, что я хотел стать на якоре. В целях экономии. Прогноза я не имел. А на нас двигался двойной циклон. Может и не ураган, но...
Вечером так засвистело! Табло у них показывает 6, на порывах семь баллов. Но я потом понял, что на пару баллов оно точно врет. Это был настоящий шторм. Собственно он продолжается. Еще завтра посвистит и только послезавтра я смогу выйти.
Ночью спалось между плохо и не спалось. Яхту на швартовых раскачивает вместе с понтоном. Ветер воет как стая шакалов! На утро спрашиваю у мужика, как сильный ветер? Сколько метров в секунду? Но они считают в узлах. Говорит сорок-пятьдесят может быть.
Теперь я сижу в кают компании на третьем этаже и стучу по клавишам. Марина здесь уютная. 15евро. Но душ, электричество и вода, плата отдельная. Придется стоять и завтра, ждать с моря погоду.
Сегодня ходил в центральный город о.Тексел Дембург. Приличный городок, туристический. Очень понравился. Шел пеша километров четыре в одну сторону, и потом естественно в другую. Эконом класс. Купил за 14евро одеяло и подушку. Ночью холодно и спать без одеяла неприятно.
Иду по дороге, везде пейзаж, как на картине. Зеленое поле, овечки или коровки. Чистенько, убрано. посреди поля стоит хата фермера. Дети помогают отцу в хозяйстве. Хозяйка на кухне. Все как и у нас, только совсем не так. Берег острова поднят метров на пять. Укреплен плиткой. Везде скамеечки, урны. откуда деньги берут интересно? Налоги наверное платят.
Яхту никогда не закрываю. Нет воровства в принципе. Ну да все это как бы известно, но не перестаю восхищаться.
Сегодня ночью колбасило! Просыпаюсь от стука в форпике. Выбираюсь из яхты. Стоит мужик и держит релинг носовой моей яхты. Держит молча, меня не зовет. Давай мы с ним перевязывать яхты. Час наверное промучились. Ветер крутит, постоянно меняет направление. Бонны маленькие, трудно привязать яхту. Утром проснулся, вся марина переплетена веревками как паутиной.
Завтра ухожу на юг. К дамбе. Надеюсь к вечеру быть в Ставорене. Похоже, что это будет зимний порт для моей яхты. Хорошая, уютная марина.
Дальше пошли вглубь Фрисландии. Дошли до Снека.
 Дальше в Леммер, и вышли в Эссельмеер. Потом в Лилистад, дамба-шлюз. Вышли в Маркеймеер. Тут долбануло наверное 5-6 баллов. Шли в галфвинд. Яхта умница, волна метра два. Короткая и острая. Глубины 4м. Шли под полным гротом и немного зарифленной генуей. Потом на бакштаге раскрутил на полную. Смотрю, волна обгоняет сильно, думаю нужно раскрутиться. Стало потише болтать. Некоторые волны совсем неправильные - приводили яхту. На фордаке скрутил геную и под гротом шел до семи узлов.
В общем яхта показала хорошею мореходность. Прет, как танк. Скорость доходила на галфинде до 8-9 узлов.У нее немного низковато борт. думал, будет заливать. Нормально, при крене в 30гр. до привальника доходит, но больше не крениться. Ветер не знаю какой был, но свистело в вантах не слабо!
Все таки тяжелая яхта с рюмочными обводами и глубоким килем, это класс!
К ветру идет не очень остро. Градусов 40. Не более. Вчера прикинулся с картером 30.
Ветерок узлов 15-20. Самое то, что мне нужно. Острый бейд. Я догоняю, он убегает. Такая у нас была игра. Пришлось обходить с под ветра, картер не пускает и круто идет к ветру. Ничего, обошел. С трудом, но обошел, чем был доволен. Все же я тяжелее почти в два раза. Но на 70 см длиннее картера. Хотя ватерлиния примерно одинаковая. По парусам площадь у нас одинаковая. 502м.
Сегодня пришли в Мудерзанд. Завтра Амстердам (второе кольцо) Потом на Роттердам. По поводу Рая! Да, здесь все необычно и по водному приятно. Но существует такая скучная штука как адаптация, ко всему привыкаешь. И к шлюзам, и к улыбкам по утрам. К тому, что все встречные яхты тебя приветствуют и ты их так же.
А для того, что бы нарушить адаптацию к приятному и хорошему быту, нужен новый раздражитель. Нужно сделать, что-либо такое, что бы твои эмоции вышли за рамки привычного. Ну например, выйти в море и хорошенько поштормовать. Тогда даже марина Эймуден покажется уютной и приветливой.
Т.е походная жизнь должна быть подчинена графику, плану, цели. Я вначале балдел от того, что просыпаешься утром и у тебя нет плана, и ты его изобретаешь. Но через время (месяца достаточно) наступает эмоциональная усталость. И нужно жить по плану. Есть намеченный маршрут и слово - "нужно" и ты выполняешь его смысловую часть.
Вот тогда наступает кайф от выполненной программы. В общем нужно идти в море. Каналы - это хорошо. Внутреннее море, это почти море. А Норд Сиа это кайф! Коллеги! Стою в самом центре Амстердама в канале, что идет через город в Большой канал на Роттердам. До квартала красных фонарей десять минут идти! Вокруг народ шастает, машины ездят. Еще и Интернет имеется. Тут впереди меня мост, разводят только ночью в два часа. Стоим ждем. Сегодня солнышко, погода веги гуд! Завтра немного поколбасит. Через Амстердам шли группой яхт. Там десять мостов и шлюз. Мосты открываются в 2 часа ночи. Разминулись со встречной группой. Насчитал сорок яхт и устал. Наверное штук шестьдесят. Зрелище еще то! Ночной Амстердам, и мы толпой неспешно идем каналами через весь город. Вышли из города, стали ночевать у стенки за шлюзом. Сейчас мы идем на Роттердам. Остановился в Аалсмеере. Чудный городок. Научился находить стоянки без оплаты. У мостов и шлюзов всегда есть стеночки, где можно стоять бесплатно. Вот здесь мои солнечные панели себя и оправдывают. Впрочем я не заряжаюсь от берега, только от солнечных панелей. Воду можно набрать в любой марине или городской стоянке. Стоит от 0.5евро до 1евро. Набирай сколько хочешь. Танк у меня 100литров. Дня на рти достаточно. Ловлю рыбу, что есть хорошее дополнение к продуктовому бюджету. Сегодня поймал два окуня грамм по 700. На уху вполне достаточно. Больше ловить не стал. В общем жизнь протекает неспешно и ненапряжно. Завтра в Гауде. Съезжу в Гаагу в консульство. Нужно документ взять "разрешение на несение флага". Может пригодится. Стою в Виллимстаде. Красивый городок 16век. Построен в виде семи конечной звезды. Если кто будет идти сюда, рекомендую стать в центре у набережной. Я по незнанию стал в марине. Она метров триста от набережной, но здесь дорого. 1.8 евро за метр. В основном в маринах на юго-западе Голландии 1евро за метр. Самая дорогая марина в Эймудене. Появились приливы - отливы. Вольница закончилась. Мое время выхода в 12 часов дня. В три часа уже максимальная сила течения. Иду до 6 вечера, потом стою. Начинается встречка.
В Голландии интересные места на северо-востоке. Здесь есть несколько городков, таких как Гауда, Виллистад. Но в основном обычные Голландские городишки. Жизнь продолжается! Я снова в Эймудене. Все по порядку. Каналами прошел до Роттердама. Но входить в него не стал и пошел дальше на юг. Зашел в Виллимстам. Затем поднялся к морю. У дамбы на якоре простоял ночь. На второй день прошел дамбу, но выходить в море не стал. У меня переход до Эймудена в 35 миль. И нужно было ждать попутного течения. Оно начиналось в обед. Решил стоять до завтрашнего дня, так как уже было часа два и дойти до финиша при попутном течении не представлялось возможным.
Стал в рыбацком порту пришвартовавшись к траулеру вторым бортом. По бухте разъезжал катер костгарда и всех, кто останавливался у причала наносили визиты. Меня они долго не замечали. И если бы я не разгуливал нагло по набережной, может и не заметили бы.
Короче говоря подъехал риб с одного борта, а с другого через траулер перелез полисмен. Весь в резине, спас жилет, наручники и пр. атрибуты силовой конторы.
Представился, руку протягивает. Привет, мол! Рассматривает паспорт. – Где спрашивает штамп на визе? В аэропорту, мол должны были поставить. Я не знаю, о чем откровенно и признался. Если его нет, говорю, это не моя проблема. Вот билет ( необходимо сохранять до конца тревела), вот документы на яхту. Тут он начал везде звонить. – Проблема, говорит! Если нет штампа, значит ты здесь не легально!
- Мне визу, говорю, дал ваш амбусадор! Что значит не легально?
Ну а он мне давай пол часа рассказывать, что это проблема с которой жить нельзя! И тут я беру паспорт и внимательно смотрю на шенген. А там штемпель пограничника есть, только он еле заметный. Чернила наверное высохли. Показываю полицаю. Он облегченно и обрадовано как то восклицает, что то на голландском. После этого еще с риба ко мне перелез их главный. Тот спрашивает разрешения на досмотр. – Смотри, говорю. Не жалко. А этот первый документы на яхту рассматривает. Потом попросил радио лицензию. У меня ее нет. Ну все, думаю. Приехал. Но была у меня радио лицензия старого хозяина. Я ее и подал. Мент посмотрел, что то у себя записал и отдал мне обратно. Надо же, думаю. Прошла! Какой флаг, спрашивает? Все данные записывает в протокол. А у меня никакой флаг. Скажу Украина, попросит регистр. Говорю- Голландия. – Гуд. Отвечает полицай и пишет свой документ. Короче говоря через час они закончили. Попросили стать к причалу, для транзита. Там мол и вода есть и там лучше будет. Хорошо, отвечаю. Нет проблеем, сейчас перейду. Стал у длинного пирса возле шлюза. Недалеко стоит яхта метров семнадцати. Двухмачтовая, железная. Пошел к капитану, взять прогноз погоды.
Мужик лет под сорок, идет один. Прогноз он мне выписал, а вечером пришел ко мне поболтать. Сели ужинать. У меня макароны по флотски. Он идет в Англию. Спрашиваю, зачем? Тот задумался и отвечает, - да так просто. Прогулка! Оказывается он живет на яхте. Дома у него нет, семьи так же. Работает на большом судне, когда есть работа. Посидели, поболтали. О Голландии, о яхтах и о том как можно ходить по Голландии и не платить деньги за стоянки. Оказалось у нас одинаковая тактика.
На следующий день в 11 часов дня вышел на Эймуден. Течение начинало быть попутным. Ветра почти нет. Он попутный а волна в борт. Потом волны начинают накладываться, в общем полный бардак! Яхту болтает как г-о в проруби! Все идут под дизелем, а меня «жаба» давит. Да и дизель жалко. В общем часов шесть проболтался и решил зайти в город под названием Шенгейвел, или что то в этом роде. Там он один возле Гааги. Гавань вся забитая яхтами. На рибе носится пацан и расставляет яхты вторым, а кого и третьим бортом. Я вижу, стоянка дорогая! Не меньше двадцати евро! (так и оказалось) Нет. Думаю. Мне электричество ни к чему. Вода есть. Туалет всегда есть. Что еще нужно бюджетному бродяге? Хотел пристроиться к какому ни будь рыбаку. А этот пацан на рибе за мною едет и говорит, что нельзя мол! Так не хорошо!
Ну, ладно думаю. Веди меня в марину! Поставил он меня вторым бортом к Жанно. Там семья молодая. Муж, жена и двое детей. Взрослым лет до тридцати. Детям два и три годика. А потом еще третьим бортом ко мне яхта стала. Я у мамаши спрашиваю, сколько стоит тут стоять? Рыжая наклонилась ко мне и говорит, а зачем платить? Ты же вторым бортом! Постой до утра и вали себе! Говорит она это шепотом, что бы никто не слышал. Марина громадная. Яхт что сельди в неводе! Ладно, думаю- посмотрим.
На утро дождь, как всегда. Я честно хотел пойти заплатить. Но тут, что лень скрутила. А, чего это, думаю пацан этот ко мне сам не идет!? Да и не нравится он мне! В общем не пошел я к нему, а потом все выходили и я вышел. И то! Интернета нет, на дверях везде код стоит? За карточку платить нужно! В общем не заплатил.
Вышел на Эймуден. Ветер - фордак, пять баллов. Волна сразу ничего себе. Так, метр. Не более. Раскрутил геную. Иду пять узлов, но раскачивает сильно на бортовой качке! Через часа два волна метра два стала. Не меньше. Вровень с моим спрейхудом идет. Качка крепчает. Нет, думаю! Поставлю грот, а геныча скручу! Развернулся против ветра, врубил дизель и автопилот. Поставил грот и при фиксировал его привентером. Качка уменьшилась. Но иногда среди волн всегда найдется подленькая. Такая с двумя горбами. Одна корму подкидывает и немного разворачивает, а вторая тут же до вворачивает. Ничего страшного, но качает здорово!
В Эймуден пришел к четырем часам. Прошел шлюз и припарковался к стеночке под знаком «стоянка запрещена». Именно здесь я стоял месяц тому. Кольцо вокруг Голландии завершено.
Завтра иду на юг. Мне нужно в Ставорен на зимнюю стоянку.
Пришел в Энткьюзен. Вышел из Эймудена в 10 часов и в пять пришвартовался к шлюзовой стеночке. Ветер был в районе Амсердама чистый фордак. Уже в заливе галфинд. Зацепились с Боварией32. Ну он не рейсер, это точно. Бовария втыкается в волну и теряет ход. Но сражался достойно. Парусов у нас примерно одинаковая площадь. Но ватерлиния у него больше на метр как миниум. Да и веса поменьше. Но моя «каратэ» задумывалась как морской гончак. Поэтому обязана гонятся. Два дня тому, прошли шлюз большой группой яхт. Все поставили паруса и конечно же « зацепились». Деллер36 меня объехал. Еще пару современных гончаков показали корму. Но Сан Одисея 34 моя лодочка сделала. Баварию 30 и 32. Они здесь популярные яхты.
Пришел в Энтхьюзен, в марину не стал идти. Уже вечер и не к надобности она. Электричество всегда есть в солнечных панелях. Даже когда солнца нет. Воды в танке достаточно. В общем то солнечные панели хоть и не украшают яхту, но вполне оправдывают себя экономя на стоянках и создавая автономность яхты. Город один из лучших в Голландии. Маленький, три марины. Замок, церковь 15века. Спросил сколько стоит стоянка в марине. 1500 евро в год.
Вышел на Ставорен. Ветер до 20 узлов. Ничего особенного, через часа три был в Ставорене, вернее в Варнсе. Завтра буду разговаривать с хозяином за подъем яхты.
Вот и закончилось мое Голландское путешествие. Можно подводить итоги тестированию яхты.
1. Яхтой доволен очень! Общие впечатления.
2. Яхта имеет достоинства и недостатки.
Достоинства.
Остойчивый, мореходный крейсер, на котором можно и погоняться. Но только в хороший ветер, который начинается от 15 узлов. Хороша для троих человек в длительном пребывании. Четыре так же могут ходить, но не более недели. Места побольше чем например в Картер30, но у меня другие понятия о комфортном походе. Настроена на управление одним человеком, управляется легко, все удобно. Без солнечных панелей тревел не представляю. Автономна.
Недостатки.
Для десятиметровой яхты обитаемость маловата. Большую компанию пригласить в гости будет проблематично.

Пройдено немного. Немного более 500 миль. Но задачи намотать мили не было. Была задача обкатать яхту в условиях ветра и волны, познакомиться с Голландией. Задачу перевыполнил. обкатал, думаю изучил и еще влюбился. В страну, народ и яхтенный северный мир. Теперь отсюда вообще не хочется уходить. Есть еще куда ходить. Рядом Англия, Норвегия, Швеция.
По поводу бюджета.
Покупка яхты. Вынужден признать, что нам с Олегом "Вань" просто повезло. Цен таких по которым мы покупали яхты теперь нет. Я много смотрел проспектов и яхт в живую с надписями "Зе Кооп" В цене до 20 000 евро думаю наши яхты очень неплохо конкурировали бы. Тои есть я не видел яхт в размерах 10метров меньше чем за двадцать тысяч.

Бюджет в путешествии.
В основном он складывается с таких составляющих. Питание. Стоянки. Топливо.
Питание здесь не дорогое. Пять евро в день, это нормально. Без спиртного и прочих изысков. Вам придется покупать полуфабрикаты. Позаботьтесь, что бы ваш холодильник был в полной готовности. Если со спиртным... Чилийское хорошее вино стоит 4.5 евро. Пиво 4 банки 1.7евро.
Стоянки. От 10 до 20 евро. При наличии солнечной панели вы можете экономить стоя у стенки шлюза или возле моста. Но раз в три дня вам нужен будет душ, вода.
Топливо стоит от 1.2 евро до 1.5 Мне при расходе в 1.5литра в час понадобилось литров пятнадцать на два месяца. Ветра в Голландии предостаточно!
Стоянка зимняя. В Фрисландии дешевле. С сентября по июнь можно найти за 800евро. Годовая стоянка на берегу и воде вам обойдется примерно в 1500 евро. Но варианты могут быть и за 1000 евро.

Эти отчеты которые я писал в теме, надеюсь пригодятся нашим "голландцам" и тем, кто приглядывается к Голландии яхтенной. Если будете ходить на яхте, заходите в гости. Адрес. Ставорен, Варнс. Марина Фрисланд. Как пройдете шлюз, через двести метров будет мост. За мостом слева двести метров марина.
Еще рекомендую съездить на шоу парусников в Амстердам. Кажется 29го августа(нужно уточнить в инете). Там собираются громадные парусники со всего мира. Я встретил трехмачтовую шхуну с Канады. Раз в пять лет бывает это шоу.